Китайский фактор

Алексей Дзермант. Родился в 1979 г. в Минске, окончил Академию управления при президенте РБ, аспирантуру Института философии НАН, философ, этнокультуролог. Сфера научных интересов: традиционная этническая культура, индоевропеистика, балто-славянская мифология, политическая и этническая история Восточной Европы, геополитика, философия традиционализма. Автор более 40 публикаций в научных и научно-популярных изданиях Беларуси, Литвы, Польши, России. Участник проекта «Цитадель», главный редактор альманаха «Сівер».

Алексей Дзермант. Родился в 1979 г. в Минске, окончил Академию управления при президенте РБ, аспирантуру Института философии НАН, философ, этнокультуролог. Сфера научных интересов: традиционная этническая культура, индоевропеистика, балто-славянская мифология, политическая и этническая история Восточной Европы, геополитика, философия традиционализма. Автор более 40 публикаций в научных и научно-популярных изданиях Беларуси, Литвы, Польши, России. Участник проекта «Цитадель», главный редактор альманаха «Сівер».

Алексей Дзермант

В белорусском обществе не утихают жаркие дискуссии вокруг будущего белорусско. Воображение экспертов, аналитиков и простых граждан будоражит призрак китайской экспансии на Белую Русь и 600-тысячная орда алчных азиатов.

При этом удивительно, как многие люди, гордящиеся своими прогрессивными взглядами и толерантностью к другим народам и расам, не стесняются играть на ксенофобских настроениях и традиционном недоверии белорусов к чужакам. Впрочем, недоверие к чужакам и политические игры вокруг масштабных проектов – вещи вполне нормальные и объяснимые.

Плохо объяснимо другое – почему-то мало кто из критически настроенных экспертов и аналитиков моделирует возможные последствия столь тесного взаимодействия Беларуси и Китая в этнокультурной сфере. А тема эта представляется весьма интересной.

Представим себе, что создание парка будет осуществляться по задуманному плану. Это означает, что белорусский социум вступает в новую эпоху индустриального развития, сопоставимую по масштабам с послевоенной индустриализацией БССР. По существу, это означает, что в Беларуси, говоря словами немецкого философа Эрнста Юнгера, будет происходить новая фаза тотальной мобилизации, которая, как и предыдущая, затронет все сферы общества и, очевидно, станет таким же фактором глубокого преобразования белорусов как этнического сообщества.

Если послевоенное становление белорусского народа в форме модерной нации происходило в практически моноэтнической среде с участием и при помощи близких в языковом и культурном плане этносов (прежде всего, русских, украинцев), то теперешний рывок будет связан с китайским фактором, весьма отличным от привычных культурных норм.

Даже присутствие не мифических 600, а реальных 60 тысяч китайцев – это серьёзный вызов для белорусской идентичности, который требует переосмысления её основ. Сосуществование и конкуренция с мощной китайской культурой, насчитывающей четырёхтысячелетнюю традицию, требует мобилизации, рекреации и культивирования элементов собственной традиции, позволяющих адаптировать чужой ценный опыт, нивелировать опасные моменты столкновения культур и сохранять своё этническое пространство роста и развития.

Китайский фактор – стимул очень серьёзный. Он выталкивает нас в мир сражающихся групп, где делает глобальным актором соперничества за ресурсы, новые технологии, конкуренции проектов будущего. Естественно, просто страх перед чужими пространствами или же бесхитростная им открытость тут вряд ли помогут. Помощи следует искать в знании культуры и психологии тех, с кем предстоит иметь дело. Но не менее важно конструирующее знание и воля применительно к себе самому.

Одна из глубинных причин современных китайских успехов – устойчивое мировоззрение, укоренённое в этнической психологии. Конфуцианская этика успешно преобразовала учение Будды, идеологию Маркса, подчинила своим целям рыночные ценности. Собственно тут – в сфере мировоззрения и целеполагания белорусам для такого же успешного самосохранения и поступательного движения потребуется совершить большую работу. Это особенно очевидно на фоне исчерпания волевых импульсов современной европейской цивилизацией.

Кроме всего прочего, это означает, что белорусам придётся отказаться от многих мнимых характеристик национальной культуры, зачастую навязанных стереотипов о себе и своём предназначении. Тут несколько путей обновления. Во-первых, обращение к истокам этнической традиционной культуры для извлечения всего того, что способствует жизнеспособности, осмысленной связанности, адаптивности как коллективной, так и индивидуальной. Во-вторых, работа в рамках оздоровления европейской культуры, неотъемлемой частью которой мы являемся, что будет определяющим и в условиях контактов с культурой китайской.

Современной Европе необходимы не очередная идеология или религия, а обновление ценностного базиса за счёт уже наработанного за тысячелетия своего развития потенциала. Наиболее актуальными для Беларуси и всей Европы в рамках расчёта далеко идущих целей выживания и удержания лидерских позиций представляются те элементы европейского мировоззрения, которые мы можем найти, например, у Платона, Макиавелли, Фридриха Ницше и Карла Шмитта.

Белорусская государственная власть приняла суверенное решение о масштабном политическом, экономическом и технологическом сотрудничестве с Китаем, а также ответственность за это решение. Несомненно, оно станет проверкой дееспособности и состоятельности власти и современного белорусского государства как такового. В случае с китайцами дело уже придётся иметь не с собственными гражданами, их заботами, проблемами и слабыми протестами, а, вполне вероятно, с довольно многочисленной этнической диаспорой (хуацяо), одной из самых непрозрачных, имеющих опыт создания параллельных государству общественных структур, в том числе, криминальных наподобие Триад.

В этой связи, белорусской власти, как и всему белорусскому обществу, придётся многому научиться. Совершенствованию авторитарной формы государственного управления, где вполне может пригодиться и опыт , основанной на действующей ротации управленческих кадров, включая высшие государственные должности при сохранении магистрального курса развития страны. Возможно, востребованными будут также некоторые аспекты китайского опыта очищения от отживших своё форм культуры, в том числе советской, и санации отдельных общественных групп, особенно среди элит.

Невозможно только одно – расслабленное созерцание в надежде на спасительное чудо. А чуда в и виде альтруистической помощи от европейских или русских братьев ждать не приходиться. Поэтому придётся поучиться у далёких китайцев – использованию силы стихий на свою пользу, ожиданию и пробуждению. Пробуждению Дракона. Белорусам, у которых есть и свой Цмок, и Святой Юрья, эти темы близки и понятны.

 

Апублікавана ў Артыкулы, Навіны, Рознае з тэгамі , , , , , . Спасылка на гэты запіс. Падпісацца на RSS-стужку, каб сачыць за камэнтарамі.

Дадаць каментар

(C) 2012-2013 Кансэрватыўны цэнтар NOMOS.

Рекомендуем заказать магистерскую работу