Глеб Шутов. Конфликт в Южно-Китайском море, как одно из важнейших звеньев азиатской дуги нестабильности.

People's_Republic_of_China_Vietnam_Locator

Справка:

Как сообщает радио «Голос Вьетнама»: «7 октября китайская информационная сеть Хайнань передала, что Китай завершил расширение ландшафта и строительство взлетно-посадочной полосы длиной в 2 тысячи метров со всем вспомогательным оборудованием на острове Фулам при архипелаге Хоангша Вьетнама. 9 октября на вопрос корреспондентов о реакции Вьетнама на данное действие китайской стороны представитель МИД Вьетнама Ле Хай Бинь подчеркнул, что Вьетнам имеет полные юридические основания и исторические доказательства для подтверждения своего суверенитета над островами Хоангша и Чыонгша».

На вопросы отвечает эксперт-востоковед, вьетнамист, синолог, буддолог Глеб Шутов.

Глеб Шутов, эксперт-востоковед, вьетнамист, синолог, буддолог
Иностранные языки- вьетнамский, английский.
Сфера интересов — АТР, АСЕАН, международные отношения в Юго-Восточной Азии. принимал участие в международных научных конференциях, организованных Институтом Востоковедения РАН, Центром изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН.
Имеет публикации по данным вопросам в белорусских, вьетнамских и российских изданиях. В соавторстве с российским востоковедом подготовил монографию, посвященную наиболее актуальным проблемам Юго-Восточной Азии в период 2000 — 2016 гг.

— Эта информация означает, что конфликт в ЮКМ вполне может иметь тенденцию к эскалации. В связи с этим представляется целесообразным вкратце рассмотреть предысторию конфликта и загодя наметить линию поведения Республики Беларусь, выгодную для реализации наших интересов в регионе.

Факты о Южно-Китайском море:

  • Соединяет Северо-Восточную Азию и запад Тихого океана с Индийским океаном, Ближний Восток с Европой.
  • Транспортные пути через Южно-Китайское море считаются вторыми в мире
    по интенсивности движения судов
  • Ежедневно проходит от 150 до 200 кораблей, из них около половины грузоподъёмностью свыше 5 тысяч тонн и более 10% — от 30 тысяч тонн.


Основные морские пути в Южно-Китайском море

  • Количество кораблей, перевозящих нефть через Малаккский пролив, в 3 раза превышает количество идущих через Суэцкий и в 5 раз — через Панамский канал.
    В районе ЮКМ расположены 4 пролива — Малакка, Ломбок, Сунда, Омбай-Ветар. 80% нефти доставляется в Китай через Малаккский пролив.
29 из 39 морских маршрутов Китая и 60% импорта и экспорта проходят в ЮКМ.

Маршруты морских поставок нефти в КНР

  • Если свобода навигации в ЮКМ будет ограничена, то использование обходного пути вдоль южной части Австралии, приведет к  увеличению стоимости перевозок примерно в 5 раз.

Этапы установления КНР контроля над островами в ЮКМ:

  • 1956 г. КНР захватывает восточную часть островов Хоангша (Паресельских)
  • 1974 г. Захвачена и западная часть Парасельского архипелага.
  • 1988 г. установлен контроль над некоторыми островами архипелага Чыонгша (Спратли).
  • С 1 января 2013 г. Китай объявил около 80% акватории ЮКМ территориальными водами КНР. Полиция п. Хайнань получила право досмотра и допуска иностранных судов.
  • Март 2014 учения ВМФ КНР по захвату островных территорий в ЮКМ.
  • Май 2014 ввод нефтебуровой платформы Хайян Шию-981 в исключительную экономическую зону СРВ (200-мильная зона согласно конвенции  ООН по морскому праву 1982 года).

Границы 200-мильной исключительной экономической зоны согласно Конвенции ООН 1982 года

Июль 2014 вывод КНР нефтебуровой платформы из исключительной экономической зоны Вьетнама

Перемещение нефтебуровой вышки «Хайян Шию-981» в июле 2014 года

1. Может ли конфликт обостриться до открытого военного противостояния СРВ и КНР с последующим подключением к конфликту США?

— Военный конфликт  между СРВ и КНР в период до 2020-2025 гг. маловероятен, т.к невыгоден ни Пекину, ни Ханою, ни Вашингтону.

Вооруженный конфликт в ЮКМ в ближайшее время не выгоден СРВ, т.к.:

1.В настоящее время вьетнамские ВМС сильно уступают китайским, а основной театр военных действий развернется именно на море, а не на суше, как в 1979 г.

2. По данным за 2012 год, дальность поражения баллистических ракет ВНА составляет всего лишь 550 км, т.е. радиус поражения захватывает  примерно п-ов Хайнань.

3. Пока что у политической элиты СРВ нет полной уверенности в том, что США в случае успешного китайского морского «блицкрига» окажут реальную помощь, а не ограничатся декларациями. Как отмечал Во Ким Кыонг из Академии общественных наук СРВ: «Ситуация вокруг Южно-Китайского моря такова, что несмотря на значительное улучшение американо-вьетнамских отношений, партнерство с Китаем имеет бòльшую стратегическую важность для США, чем отношения с Вьетнамом. Таким образом, США и Китай могли бы конкурировать, но более склонны к компромиссу; в таких условиях небольшие страны оказываются в неблагоприятном положении».

4.Кроме того, политические элиты СРВ оправданно опасаются того, что начало военных действий может быть использовано для реализации сценария т.н. «мирной эволюции». О возможности реализации такого сценария «цветной революции» до 2016 г. упоминают как представители оппозиции, так и официальные лица, что, кстати, указано в резолюции XI Съезда КПВ.

В ближайшие годы СРВ, скорее всего, будет вынуждено модернизировать ВНА по следующим направлениям:

1. «Оружие сдерживания»- закупка или производство баллистических ракет дальнего радиуса действия, способные в перспективе поражать такие цели как Пекин, Шанхай, Гонконг (Сянган).

2. «Асимметричный ответ» китайскому ВМФ. Закупка/производство антикорабельных ракет, т.н. «убийц авианосцев», аналогичных китайским «Дунгфэн 21» с дальностью стрельбы до 1 500 км.

3. Оснащение ВМФ и береговой охраны оружием из США

Вооруженный конфликт в ЮКМ в ближайшее время не выгоден КНР т.к.:

Конфликт в ЮКМ с большой долей вероятности вызовет полное или частичное блокирование Малаккского пролива, что ставит под угрозу транспортировку нефти в КНР. В настоящее время до 80% нефти в КНР поступает именно морским путем через Малаккский пролив, в связи с этим в США обсуждается доктрина «удушения» КНР при помощи морской блокады. Создание альтернативных маршрутов поставок нефти потребует определенное время, хотя работы над этим уже ведутся. Также ВМФ КНР пока уступает ВМФ США, если у США уже насчитывается 11 авианосцев, то КНР планирует обзавестись 5 авианосцами только к 2025 году.

Вооруженный конфликт в ЮКМ в ближайшее время не выгоден США, т.к.:

1. В случае, если США не хотят позволить КНР контролировать ЮКМ, им придется вступить в прямой конфликт с КНР, что в настоящее время не отвечает интересам США.

2. Как можно судить по изменениям оборонной доктрины США, при создании систем коллективной безопасности в АТР США будут стремиться переложить основное финансовое и военное бремя на сателлитов. Но эта система пока далека от завершения, так что вступать в конфликт с КНР в настоящее время США нецелесообразно.

2. Какое отношение имеют США к конфликту в ЮКМ?

— Можно сказать, что основным бенефициаром от затягивания конфликта в ЮКМ являются США, т.к. СРВ и другие страны региона все более втягиваются в проамериканский пояс сдерживания КНР. В частности, СРВ в контексте противостояния с КНР намерена интенсифицировать вхождение в Транс-тихоокеанское партнерство.

Вероятно также снятие эмбарго на поставку американского вооружения в СРВ. В связи с напряженной атмосферой в Восточно-Китайском море, США уже объявили о намерении сотрудничать с Вьетнамом в развитии его ВМФ.

Наконец, есть основания полагать, что майские беспорядки во Вьетнаме были инспирированы из-за рубежа. Называются цифры в 1 000- 1 400 арестованных, которые сознались, что за 200-300 тыс. донгов в день участвовали в китайских погромах. Власти СРВ обвинили в организации погромов террористическую организацию «Việt Tân», поддерживаемую США. Примечательно, что впервые в новой вьетнамской истории силовые структуры оказались неспособными остановить беспорядки.

Таким образом, можно прогнозировать, что до 2016 весьма вероятны попытки инспирировать в СРВ т.н. «мирную эволюцию» по таиландскому сценарию с опорой на членов таких антигосударственных организаций, как «Việt Tân», «» и т.д.

 3. Какова может быть стратегия поведения Республики Беларусь в случае возможной эскалации конфликта между СРВ и КНР?

— Несмотря на то, что Беларусь и Китай связывают отношения стратегического партнерства, в случае конфликта между КНР и СРВ нельзя допустить того, чтобы нас вынудили занять откровенную прокитайскую позицию и, следовательно, ухудшить отношения со странами ЮВА, в частности, с СРВ, что может нанести серьезный ущерб белорусской экономике.

Наиболее вероятным сценарием экономической интеграции в регионе, судя по всему, является создание Транс-Тихоокеанского партнерства (ТТП). Данный проект ориентировочно будет реализован в 2015-2020 годы. Социалистическая Республика Вьетнам, являющаяся одной из стран-участниц переговоров по ТТП, могла бы стать для Беларуси своего рода «окном» на рынок ТТП.

В то же время, оказавшись в фарватере политики КНР и будучи вынужденной сократить партнерство с СРВ Беларусь может потерять возможность выйти на рынок ТТП через эту страну. В условиях возрастающего конфликта между региональными и нерегиональными акторами за наилучшую реализацию национальных интересов в АТР, Беларуси следует разработать действенную комплексную стратегию реализации интересов в регионе и не допускать ухудшения отношений с ключевыми для нас странами региона, каковыми являются, в том числе, как Вьетнам, так и Китай.

http://geopolitics.by

Апублікавана ў Артыкулы, Навіны, Палітыка, Рознае з тэгамі , , , , , , , , , . Спасылка на гэты запіс. Падпісацца на RSS-стужку, каб сачыць за камэнтарамі.
Конфликт в Южно-Китайском море, как одно из важнейших звеньев азиатской дуги нестабильности | Asean.BY
2014-10-30 21:15:17
[…] КЦ «Nomos» […]

(C) 2012-2013 Кансэрватыўны цэнтар NOMOS.

Рекомендуем заказать магистерскую работу